Полный текст доклада, который планировалось озвучить в Госдуме в рамках парламентских слушаний по теме: «О приоритетных направлениях законодательного обеспечения развития агропромышленного комплекса». Доклад был передан в печатном виде, также будем подготовлена выжимка по самым важным вопросам и передана в аппарат профильного комитета Госдумы.
Несмотря на динамично развивающееся законодательство, регулирующее правоотношения в пчеловодстве, в нём остаются проблемы, юридические коллизии и пробелы в праве, которые можно разделить на следующие девять укрупненных групп.
- отравления пчел пестицидами;
- противодействия фальсифицированной продукции пчеловодства;
- маркирования и учета пчелиных семей;
- импорта пчелопакетов из Средней Азии;
- экспорта меда и других продуктов пчеловодства;
- развития племенного дела в пчеловодстве;
- развития контрактного опыления;
- лесопользования и сохранения лесов;
- по стратегическим вопросам государственного управления развитием пчеловодства в Российской Федерации.
Предельно кратко раскрою суть лишь некоторых, наиболее вопиющих проблем.
О проблеме отравления пчел пестицидами
Вы все знаете, что с 1 сентября вступил в силу закон, уточняющий сроки оповещения населения о пестицидных обработках. Соответствующий законопроект был внесен Тюменской областной Думой на основании обращения нашей общественной организации, еще в 2022 году.
Однако мы расцениваем этот закон только как первый шаг в решении этой проблемы. Дело в том, что действующими экологическими регламентами применения пестицидов 1, 2 класса опасности предусмотрены такие способы спасения от отравления, как перевозка пчел в другое место или изоляция пчел в улье на длительный срок. Такие способы не могут считаться приемлемыми, т.к. они всегда влекут за собой убытки для пчеловода, а в ряде случаев невозможны по объективным причинам. Соответственно, действующие регламенты применения пестицидов ограничивают права граждан, в то время как права граждан могут быть ограничены только федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
И тут я считаю уместным процитировать сенатора Митина Сергея Герасимовича, который ровно неделю назад в рамках пленарного заседания Совета Федерации озвучил следующую информацию:
44% пестицидов, а это 880 препаратов, разрешенных к применению в Российской Федерации, имеют действующие вещества, которые запрещены в Евросоюзе. Со ссылкой на данные Генеральной прокуратуры сенатор доложил, что за период 2021 – 2023 годов в России из-за нарушения правил применения пестицидов погибло 27 человек (из них 7 детей), пострадало более 430 чел. Сенатор также анонсировал законопроект об ужесточении ответственности за нарушение правил применения пестицидов. Разумеется, пчеловоды такой законопроект поддерживают.
Кстати, такой закон № 571370-8, внесенный Тюменской областной Думой, находится на рассмотрении в Госдуме Он получил положительное заключение Правительства РФ, однако решением Совета Госдумы от 20.05.2024 рассмотрение законопроекта перенесено на неопределенный срок).
Дополню статистику, приведённую сенатором. Только по официальным данным Минсельхоза России в 2019 году от отравления пестицидами погибло 39,7 тыс. пчелосемей. При этом надо отметить, что благодаря работе органов публичной власти и в первую очередь Минсельхоза России, количество отравлений с 2019 года снижается.
Тем не менее, по данным, специально собранным общественными организациями, отравления пчел регулярно происходят в 23 субъектах Российской Федерации, цифры пострадавших в несколько раз превосходят официальную статистику, потому что пострадавшие люди официально не заявляют.
Главной причиной того, что большинство владельцев пострадавших пасек, не обращаются за защитой своих прав, является то, что порядок установления причин массовой внезапной гибели пчел действующим законодательством не установлен, вернее он фактически заблокирован мораторием на проверки бизнеса, который введен постановлением Правительства № 336.
Поэтому мало принять закон об ужесточении наказания за нарушение правил применения пестицидов. Необходимо дополнить перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, случаем массовой внезапной гибели пчел. Это позволит Россельхознадзору проводить внеплановую проверку в отношении нарушителей без согласования с прокуратурой.
О проблеме фальсификации мёда и других продуктов пчеловодства
С 1 сентября вступили в силу изменения в закон о пчеловодстве, согласно которым продукты пчеловодства можно будет выпускать не только по Государственному стандарту (ГОСТу), но и по техническим условиям (ТУ) и по стандартам организаций (СТО), при условии соответствия продукта техническим регламентам Таможенного Союза.
Порядок разработки, утверждения, учета и применения ТУ и СТО устанавливается организациями самостоятельно, и они не учитываются в Федеральном фонде стандартов. А технический регламент – это документ, который устанавливает обязательные требования, но не определяет продукцию. Соответственно, определения термину «мёд» в законе как не было, так и нет.
Насколько новый закон поможет в борьбе с фальсификатом покажет время. Однако для нас пчеловодов - промышленников ясно уже сейчас, что необходим следующий шаг в виде запрета добавления в мед, продаваемый как таковой, ингредиентов не медового происхождения, если их органолептически невозможно отличить от меда, а также запрета использования для кондитерских продуктов терминов, ассоциирующихся с продуктами пчеловодства, если такие продукты получены не от пчел.
О проблеме маркирования и учета пчелиных семей
Вы знаете, что с 1 марта 2024 года стала обязательной маркировка пчел групповым методом, а до 1 сентября 2025 года их надо будет учесть в ФГИС. Камнем преткновения является понимание того, что считать групповым учетом в пчеловодстве. Действующие легальные определения некоторых понятий, содержащихся в законе о пчеловодстве, являются некорректными. Это позволило сложиться ситуации, когда под семьёй можно понимать группу, состоящую из двух пчел, что противоречит биологии данного вида.
Костромской областной Думой внесен законопроект № 539184-8, которым предложены формулировки, которые позволят устранить указанные недостатки легальных определений. Принятие этого законопроекта сделало бы юридически возможным осуществлять групповой учет в пчеловодстве в понимании, которое будет соответствовать биологии медоносных пчел, понятию эпизоотическая единица и Кодексу здоровья наземных животных.
Решением Совета Госдумы от 20.05.2024 законопроект № 539184-8 «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона ”О пчеловодстве в Российской Федерации» (в части уточнения основных понятий и совершенствования механизма учета в пчеловодстве) включен в план законопроектных работ на июнь 2024 года, однако рассмотрен не был.
Призываем ускорить рассмотрение этого законопроекта.
О проблеме импорта пчелопакетов из Средней Азии
В апреле 2024 года по результатам визита делегации Россельхознадзора в Республику Узбекистан, Россельхознадзор изменил своё указание от 25.04.2023 № ФС-КС-7/10156, и частично снял запрет на ввоз пчелопакетов из этого государства. Разрешено возобновить поставки пчелопакетов из двух предприятий Республики Узбекистан. Однако даже в условиях действия ограничений за 2024 год официально задекларирован ввоз 85 тысяч пчелопакетов.
О проблеме экспорта меда
Развитию экспорта российского меда в страны, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, мешают две основные проблемы:
- отсутствие на территории Российской Федерации испытательных лабораторий для определения качества мёда, аккредитованных по стандартам Европейского Союза;
- экспортные пошлины на мед.
С 1 октября 2023 года постановлением Правительства РФ от 21.09.2023 № 1538 введены привязанные к курсу доллара ставки пошлины на вывоз продукции пчеловодства за пределы стран Евразийского экономического союза в размере 4 – 7% (при существующем курсе доллара применяется максимальная ставка 7 %). Кроме введения экспортных пошлин на мед со стороны Российского государства, странами Евросоюза в качестве санкций введены повышенные ввозные пошлины в размере 17,3 %. При этом продукция с Украины имеет более низкую ставку ввозной пошлины.
До введения пошлин, российский мед экспортировался в 26 стран, при этом 95 % экспорта приходилось на страны Евросоюза (Германию, Словакию, Литву, Латвию, Сербию, Польшу). Также мед поставлялся в Китай, Белоруссию, Сербию, Казахстан и Монголию и др. Если в прежних условиях рентабельность экспорта составляла около 15 %, то с введением пошлин экспорт меда стал нерентабельным.
Учитывая, что около 94 % российского меда производится в ЛПХ, из-за проблем с экспортом убытки несут не только экспортеры, но и граждане, ведущие личные подсобные хозяйства.
По вопросу развития племенного дела в пчеловодстве
В настоящее время в России имеется племенных хозяйств: 14 по среднерусской (в том числе приокского и башкирского типов), 6 по карпатской породе и 2 по серой горной кавказской.
При этом из-за отсутствия карники в реестре селекционных достижений, допущенных к использованию в Российской Федерации, в стране нет ни одного официального племенного хозяйства по этой породе.
Племенных хозяйств по другим породам в стране также недостаточно. Существующие племрепродукторы и племзаводы, в их нынешнем количестве и отсутствии четкой системы взаимодействия друг с другом и мировыми центрами селекции, не в состоянии обеспечить нашу страну в нужном количестве качественной и конкурентоспособной пчелой, заявленных в этих хозяйствах пород.
Предлагаем рассмотреть вопрос о внесении карники в реестр пород, допущенных к разведению в Российской Федерации по упрощенной схеме – путем признания иностранного селекционного достижения.
По вопросу развития контрактного опыления в России
Президент России Владимир Владимирович Путин поручил к 2030 году увеличить экспорт продукции агропромышленного комплекса не менее чем в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом.
Считаем, что эту задачу можно выполнить только с более широким использованием пчёл для опыления энтомофильных культур.
Только с опылением можно получать качественные отечественные семена овощей (которые сейчас на 99,9 % импортные), а также многолетних бобовых трав, подсолнечника, рапса, ягодных и семечковых культур. Без собственных семян нет продовольственной независимости. А без продовольственной независимости нет продовольственной безопасности!
О вопросах лесопользования
В настоящее время для размещения ульев в лесах действует практически такой же порядок получения разрешения как для лесопользователей, которые ведут вырубку леса. Считаем это не правильным.
О стратегических вопросах государственного управления развитием пчеловодства в Российской Федерации
Цели и задачи развития пчеловодства не определены ни в одном документе стратегического планирования федерального уровня.
Например, в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия установлены даже ориентиры развития виноградарства и виноделия, а для пчеловодства – нет!
При этом, на наш взгляд, закрепление стратегических целей развития пчеловодства необходимо не столько пчеловодам, сколько государству.
В заключение хочу сказать, что двумя общероссийскими общественными организациями – «Союз пчеловодов России» и «Промышленные пчеловоды России» был разработан проект поправок в законодательство, состоящий из 39 пунктов. Причем это не констатация проблем, а готовые законопроекты, с обоснованием и конкретными формулировками. Этот пакет поправок направлен в Госдуму ФС РФ, Минсельхоз России, а также в АНО «Равноправие», которая выполняет госконтракт на подготовку предложений по совершенствованию законодательства о пчеловодстве. Предлагаем взять на вооружение наши предложения.